Как получить лицензию брокера в России
Если человек всерьез увлечен инвестициями, логично будет связать карьеру с рынком ценных бумаг. Однако дальше, чем сотрудничество с биржевым профучастником, зайти трудно. Например, получить лицензию брокера физическому лицу в России невозможно — это доступно только для организаций.
Что такое брокерская лицензия
Брокерская деятельность предполагает оказание услуг посредника на рынке ценных бумаг, осуществляемое в рамках договора с клиентом. Не каждое юрлицо может заниматься этим. Сперва требуется привести компанию в соответствие с требованиями и обратиться к регулятору. Получить брокерскую лицензию в России можно только в ЦБ РФ, который выдает их с 2013 года.
Это бессрочный документ, в котором указываются наименование компании, дата выдачи и вид деятельности. Он оформляется на специальном бланке, защищенном от подделок. Организация может иметь одну лицензию или все сразу.
Разрешение требуется следующим профучастникам:
- Брокерам
- Дилерам
- Депозитариям
- Управляющим
- Держателям реестров
Некоторые из документов подразделяются на несколько типов. Например, только брокерских разрешений, согласно постановлению ФКЦБ (регулятор до 2004 года) №22, предусмотрено 3 вида.
Кто выдает лицензию
Бумагу можно получить только в Банке России. Лицензия на осуществление брокерской деятельности ЦБ РФ оформляется по регламентированной процедуре.
Условия получения лицензии брокера
В федеральном законе зафиксирован длинный список требований, предъявляемых к профессиональным участникам. К ним относятся:
- Норматив достаточности собственного капитала.
- Аттестованный персонал.
- Наличие системы учета.
- Офис по юридическому адресу компании.
Это малая часть, которой нужно соответствовать. Условия определены следующими законодательными актами:
- ФЗ № 39 «О рынке ценных бумаг». Указаны общие нормативы и подробно описаны действия посредников.
- Инструкция Банка России №168-И «О порядке лицензирования на рынке ценных бумаг».
- Положение Банка России № 548-П «О порядке расчета собственных средств профессиональных участников рынка».
Документы находятся в открытом доступе, поэтому любой может изучить информацию самостоятельно.
Наличие ООО или ОАО
Сперва регистрируют юридическое лицо — потребуется придумать название и выбрать помещение. Необходим отдельный офис, в котором будут работать сотрудники компании. Представители ЦБ РФ для проверки выезжают по указанному адресу для подтверждения информации.
На этом этапе регламентируют количество учредителей и выбирают генерального директора, составляют устав, собирают документы. Бумаги подают в налоговую инспекцию, которая занимается государственной регистрацией. Компания должна относиться к хозяйственным обществам (ООО, АО, ПАО и т.д.). Это самая легкая часть создания нового профучастника.
Требуемый минимум собственных средств
Для оформления лицензии нужно обладать капиталом, составляющим от 3 млн до 35 млн руб., в зависимости от вида разрешения и набора услуг, которые брокер будет предоставлять. Размер собственных средств ― разница между стоимостью активов и пассивов компании. Ценность определяется по сведениям бухучета на дату выяснения.
Для расчета показателя используются такие активы:
- Недвижимость, транспорт, техника.
- Незаконченные объекты строительства.
- Программное обеспечение, базы данных и расходы на их покупку.
- Дебиторские задолженности.
- Денежные средства.
- Ценные бумаги.
- Отдельные виды вложений (займы).
Если сумма собственных средств изменилась и стала ниже требуемой по независящим от компании причинам, ЦБ РФ дает месяц на устранение этой ситуации.
Требования к персоналу брокерских компаний
Для защиты инвесторов Центробанк требует от брокеров нанимать на работу только аттестованных сотрудников. Персонал должен соответствовать нормам законодательных актов.
Требования, необходимые для обязательной части сотрудников приведены в таблице.
Должность | Требования |
---|---|
Руководитель | Аттестат ФСФР 1 типа. Высшее образование, стаж от 2 лет, не был судим за экономические преступления. |
Контроллер | Аттестат ФСФР 1 типа. Высшее образование в сфере экономики или юриспруденции. Не работал руководителем или контроллером в организации с правонарушениями. Отсутствие судимости. Место работы ― основное. Прослушал специальный инструктаж. |
Сотрудники должны иметь аттестаты специалистов финансового рынка. Они проходят обучение и сдают 2 экзамена ― базовый и специализированный. Испытания проводятся по программам, которые утверждает Банк России. Аттестаты заносят в реестр. Действие бессрочное, но возможна аннуляция за грубые повторяющиеся нарушения.
Перечень необходимых документов
Для оформления организация собирает документы. Их список представлен в законодательных актах. Актуальность уточняют перед подачей. На дату написания статьи требовалось предоставить:
- Заявление.
- Анкету соискателя.
- Анкеты участников ― руководителя, главного бухгалтера, контролера и иных сотрудников.
- Справку о внесении в ЕГРЮЛ.
- Копии учредительных документов и бухгалтерской отчетности.
- Данные о размере собственных средств.
- Квитанции об оплате государственной пошлины.
Полный список ― больше 30 позиций. Они нужны в электронном виде и на бумажном носителе. Если документы не в порядке, в течение 20 рабочих дней ЦБ РФ выдает соответствующее уведомление. Отсчет срока на получение начнется заново с момента подачи нужных данных.
Сотрудники Центробанка проводят проверку, чтобы установить достоверность сведений. Соискатель получит соответствующее уведомление за один рабочий день. По результатам будет составлен специальный отчет.
В выдаче могут отказать по следующим причинам:
- Недостоверные данные.
- Несоответствие критериям.
- Неточности, ошибки в документах.
- Не получена запрошенная информация.
После решения организация направит письменное уведомление о выдаче либо отказе.
Сроки выдачи лицензии
На сбор необходимых документов уйдет не меньше 1-2 месяцев, если компания уже нашла офис и приняла на работу аттестованный персонал. Это необходимые условия для подачи информации, несоответствие приведет к отказу.
Центробанку на принятие решения потребуется 60 рабочих дней. И итоге на всю процедуру оформления соискатель потратит 4-5 месяцев.
Самостоятельно собирать документы сложно, процедура довольно длительная. Есть компании, оказывающие помощь в оформлении. Они знают нюансы, возникающие при подготовке — это удобно, если у соискателя нет на это времени.
Выводы
Открытие брокерского бизнеса ― сложный процесс, требующий знаний и большого первоначального капитала. Если компания не владеет нужной суммой, можно попробовать посредническую работу в сотрудничестве с крупными профучастниками.
При недостатке знаний обращаются в специальные организации. Они помогут с получением разрешений и дальнейшими действиями по выходу на организованные торги.
Ваш комментарий будет первым.