Как получить лицензию брокера в России

Как получить лицензию брокера в России

Если человек всерьез увлечен инвестициями, логично будет связать карьеру с рынком ценных бумаг. Однако дальше, чем сотрудничество с биржевым профучастником, зайти трудно. Например, получить лицензию брокера физическому лицу в России невозможно — это доступно только для организаций.

Что такое брокерская лицензия

Брокерская деятельность предполагает оказание услуг посредника на рынке ценных бумаг, осуществляемое в рамках договора с клиентом. Не каждое юрлицо может заниматься этим. Сперва требуется привести компанию в соответствие с требованиями и обратиться к регулятору. Получить брокерскую лицензию в России можно только в ЦБ РФ, который выдает их с 2013 года.

Это бессрочный документ, в котором указываются наименование компании, дата выдачи и вид деятельности. Он оформляется на специальном бланке, защищенном от подделок. Организация может иметь одну лицензию или все сразу.

Разрешение требуется следующим профучастникам:

  • Брокерам
  • Дилерам
  • Депозитариям
  • Управляющим
  • Держателям реестров

Некоторые из документов подразделяются на несколько типов. Например, только брокерских разрешений, согласно постановлению ФКЦБ (регулятор до 2004 года) №22, предусмотрено 3 вида.

Пример документа

Документ брокера

Кто выдает лицензию

Бумагу можно получить только в Банке России. Лицензия на осуществление брокерской деятельности ЦБ РФ оформляется по регламентированной процедуре.

Условия получения лицензии брокера

В федеральном законе зафиксирован длинный список требований, предъявляемых к профессиональным участникам. К ним относятся:

  • Норматив достаточности собственного капитала.
  • Аттестованный персонал.
  • Наличие системы учета.
  • Офис по юридическому адресу компании.

Это малая часть, которой нужно соответствовать. Условия определены следующими законодательными актами:

  • ФЗ № 39 «О рынке ценных бумаг». Указаны общие нормативы и подробно описаны действия посредников.
  • Инструкция Банка России №168-И «О порядке лицензирования на рынке ценных бумаг».
  • Положение Банка России № 548-П «О порядке расчета собственных средств профессиональных участников рынка».

Документы находятся в открытом доступе, поэтому любой может изучить информацию самостоятельно.

 Наличие ООО или ОАО

Сперва регистрируют юридическое лицо — потребуется придумать название и выбрать помещение. Необходим отдельный офис, в котором будут работать сотрудники компании. Представители ЦБ РФ для проверки выезжают по указанному адресу для подтверждения информации.

На этом этапе регламентируют количество учредителей и выбирают генерального директора, составляют устав, собирают документы. Бумаги подают в налоговую инспекцию, которая занимается государственной регистрацией. Компания должна относиться к хозяйственным обществам (ООО, АО, ПАО и т.д.). Это самая легкая часть создания нового профучастника.

Требуемый минимум собственных средств

Для оформления лицензии нужно обладать капиталом, составляющим от 3 млн до 35 млн руб., в зависимости от вида разрешения и набора услуг, которые брокер будет предоставлять. Размер собственных средств ― разница между стоимостью активов и пассивов компании. Ценность определяется по сведениям бухучета на дату выяснения.

Для расчета показателя используются такие активы:

  • Недвижимость, транспорт, техника.
  • Незаконченные объекты строительства.
  • Программное обеспечение, базы данных и расходы на их покупку.
  • Дебиторские задолженности.
  • Денежные средства.
  • Ценные бумаги.
  • Отдельные виды вложений (займы).

Если сумма собственных средств изменилась и стала ниже требуемой по независящим от компании причинам, ЦБ РФ дает месяц на устранение этой ситуации.

Положение ЦБ РФ о порядке расчета

Положение о порядке расчета собственных средств

Требования к персоналу брокерских компаний

Для защиты инвесторов Центробанк требует от брокеров нанимать на работу только аттестованных сотрудников. Персонал должен соответствовать нормам законодательных актов.

Требования, необходимые для обязательной части сотрудников приведены в таблице.

ДолжностьТребования
РуководительАттестат ФСФР 1 типа. Высшее образование, стаж от 2 лет, не был судим за экономические преступления.
КонтроллерАттестат ФСФР 1 типа. Высшее образование в сфере экономики или юриспруденции. Не работал руководителем или контроллером в организации с правонарушениями. Отсутствие судимости. Место работы ― основное. Прослушал специальный инструктаж.

Сотрудники должны иметь аттестаты специалистов финансового рынка. Они проходят обучение и сдают 2 экзамена ― базовый и специализированный. Испытания проводятся по программам, которые утверждает Банк России. Аттестаты заносят в реестр. Действие бессрочное, но возможна аннуляция за грубые повторяющиеся нарушения.

Перечень необходимых документов

Для оформления организация собирает документы. Их список представлен в законодательных актах. Актуальность уточняют перед подачей. На дату написания статьи требовалось предоставить:

  • Заявление.
  • Анкету соискателя.
  • Анкеты участников ― руководителя, главного бухгалтера, контролера и иных сотрудников.
  • Справку о внесении в ЕГРЮЛ.
  • Копии учредительных документов и бухгалтерской отчетности.
  • Данные о размере собственных средств.
  • Квитанции об оплате государственной пошлины.

Полный список ― больше 30 позиций. Они нужны в электронном виде и на бумажном носителе. Если документы не в порядке, в течение 20 рабочих дней ЦБ РФ выдает соответствующее уведомление. Отсчет срока на получение начнется заново с момента подачи нужных данных.

Сотрудники Центробанка проводят проверку, чтобы установить достоверность сведений. Соискатель получит соответствующее уведомление за один рабочий день. По результатам будет составлен специальный отчет.

В выдаче могут отказать по следующим причинам:

  • Недостоверные данные.
  • Несоответствие критериям.
  • Неточности, ошибки в документах.
  • Не получена запрошенная информация.

После решения организация направит письменное уведомление о выдаче либо отказе.

Может ли физлицо стать профучастником биржи?

Загрузка ... Загрузка ...

Сроки выдачи лицензии

На сбор необходимых документов уйдет не меньше 1-2 месяцев, если компания уже нашла офис и приняла на работу аттестованный персонал. Это необходимые условия для подачи информации, несоответствие приведет к отказу.

Центробанку на принятие решения потребуется 60 рабочих дней. И итоге на всю процедуру оформления соискатель потратит 4-5 месяцев.

Самостоятельно собирать документы сложно, процедура довольно длительная. Есть компании, оказывающие помощь в оформлении. Они знают нюансы, возникающие при подготовке — это удобно, если у соискателя нет на это времени.

Пример компании, предлагающей услуги подготовки к лицензированию

Организация, помогающая помощь в получении лицензии

Выводы

Открытие брокерского бизнеса ― сложный процесс, требующий знаний и большого первоначального капитала. Если компания не владеет нужной суммой, можно попробовать посредническую работу в сотрудничестве с крупными профучастниками.

При недостатке знаний обращаются в специальные организации. Они помогут с получением разрешений и дальнейшими действиями по выходу на организованные торги.

Часто задаваемые вопросы

🧑‍💼 Может ли организация работать без сотрудников?
Нет, в законе прописано обязательное количество персонала для каждого вида деятельности.
❓ Какие пошлины платят за оформление лицензии?
За рассмотрение заявления (300 руб.) и за выдачу документа (1000 руб).
⏳ Сколько действует лицензия брокера?
Бессрочно, но Центробанк может отозвать за нарушения.
🔍 Можно ли получить разрешение в другой организации кроме Центробанка?
Нет, в РФ это единственный орган, выдающий такие документы и регулирующий деятельность брокеров.
📝 Как проверить, есть ли у брокера разрешение на работу?
На сайте Центробанка размещен реестр, в котором указаны проверенные организации.
Одинцов Матвей
Экономист, кандидат наук. В 2015 году защитил диссертацию, посвященную хеджированию валютных рисков. Специализируется на стратегиях и фундаментальном анализе.
Комментариев пока нет.
Ваш комментарий будет первым.
Чтобы добавить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь