Индекс Бигмака, индекс борща и другие необычные макроэкономические показатели

Индекс Бигмака

Сводки финансовых новостей и прогнозов обычно очень скучны и переполнены непонятными для неподготовленного слушателя терминами. Но это правило — не аксиома. В экономическом мире есть ряд показателей, понятных даже далекому от финансового мира человеку. Например, общеизвестный индекс Бигмака. Сравнение стоимости этого блюда в разных городах и странах показывает отличие в уровне потребительских цен на простом и понятном примере.

В Восточной Европе бургер стоит X, а в Западной — 2X. И даже неподготовленному слушателю становится ясна разница. Введено понятие «Индекс Бигмака» еще в 1986 году. Его автором стали журналисты The Economist. В статье будет рассмотрено значение этого показателя, а также его аналогов из других стран.

Простыми словами о паритете покупательской способности

В классическом примере описания этого термина приводятся два племени, у которых есть свои необычные деньги: у одних камни, у других — ракушки. Как двум людям из разных групп обменять эти предметы между собой? Логично, что можно сравнить с третьим товаром.

Например, у первого племени 1 банан стоит 10 камней, а у другого — 5 ракушек. Логично, что паритет их покупательской способности 2 к 1. За одну ракушку нужно отдать 2 камня.

Ровно тот же принцип применяется и в Индексе Бигмака. Британские журналисты решили, что можно выбрать потребительский товар, который есть в большинстве стран мира, и взять его за основу расчета покупательской способности. Конечно, в 80-е годы были изделия, которые даже лучше подходили для целей исследования. Но все-таки журналистам нужен был товар, который популярен среди большого количества читателей, а также будет привлекательно выглядеть в заголовке. Бургеры McDonald’s на эту роль подходили идеально.

Что еще измеряют при помощи Индекса Бигмака

Идея с наглядным расчетом очень понравилась читателям. Блюдо начали использовать в качестве номинала и для других экономических расчетов:

ПоказательОписание
ИнфляцияЭто падение покупательской способности валюты. Если, например, в прошлом году на 1000 долларов можно было приобрести 100 бургеров, а сейчас только 95, то уровень инфляции за год — 5%.
Сравнение уровня заработной платыСложно сравнивать доход граждан, например, России и США напрямую. На аналогичную сумму в двух странах можно купить разное количество товаров. Поэтому зарплату людей в других частях мира тоже начали считать в бургерах. Например, на момент написания статьи цена блюда в США — $5,6, а в РФ — $1,8. На средний американский месячный доход можно купить 794 Бигмака, а на российский — 390. Разница большая, но не такая колоссальная, как при номинальном сравнении средних зарплат.
Кросс-курс
валют
Это самое забавное и некорректное с точки зрения статистики сравнение. Но такие расчеты тоже есть. И их авторы утверждают, что если 1 бургер в США стоит $5,6, а в России 135 рублей, то «реальный курс» валют равен 24,1. В 3 раза меньше текущих котировок USD/RUB.

Идея так понравилась журналистам и популяризаторам экономики, что в еду начали переводить и другие серьезные показатели. От индекса потребительских цен и тарифов ЖКХ до ВВП, бюджетов целых стран и даже размера выплачиваемых дивидендов по акциям голубых фишек.

На сайте издания The Economist реализован виджет, позволяющий в реальном времени получить данные по Индексу Бигмака, а также посмотреть разные валюты по этому ориентиру.

Стоимость валют в пересчете на потребительские товары

Виджет индекса бургера на сайте The Economist

Возглавляют десятку рейтинга переоцененных денежных знаков уругвайский песо, бразильский реал и шри-ланкийская рупия. К слову, рубль по этому показателю находится в конце списка. Он считается недооцененной валютой.

Дисклеймер: не стоит серьезно относиться к таким расчетам

Предложенный The Economist вариант сравнения экономической конъюнктуры и покупательской способности через бургеры не может быть серьезным методом исследования.

Дело в том, что цена блюда в ресторане McDonald’s в конкретной стране зависит от десятков факторов:

  • Стоимость сельскохозяйственной продукции в государстве.
  • Уровень конкуренции в ресторанном бизнесе и конкретно в сегменте фаст-фуда.
  • Величина доходов населения и целевых групп потребителей.
  • Уровень спроса.
  • Стоимость аренды помещения, коммунальных услуг, затраты на рабочую силу.
  • Культурные и религиозные особенности. Например, в некоторых странах вместо говядины в бургере используется баранина.
  • Привычный уровень расходов клиентов на прием пищи.

Также есть множество других переменных.

Использовать блюдо как эталон для международного сравнения невозможно. Индекс Бигмака не считается серьезным экономическим методом расчета.

Для сравнения Индекса потребительских цен обычно применяют корзину основных товаров для населения, в которую входят предметы ежедневного и периодического спроса, коммунальные, транспортные и медицинские услуги. Это гораздо релевантней демонстрирует уровень цен и инфляции в стране. Но для журналистов и броской манипуляции статистикой такие показатели, как индекс Бигмака, подходят очень хорошо.

Аналоги Индекса Бигмака в других странах

Естественно, такая идея не остановилась только на американском фастфуде. В разных странах приняли собственный эталон паритета покупательской способности.

Индекс борща

Макроэкономика с национальным колоритом. В России и Украине часто используют именно это блюдо для оценки покупательской способности и индекса потребительских цен. К слову, борщ подходит для статистических целей даже лучше фастфуда:

  • Его в пищу принимает кратно большее количество людей, поэтому выборка получится репрезентативней.
  • В рецепт входят популярные продукты базового потребления: картошка, овощи, мясо.
  • Косвенно себестоимость борща включает в себя расходы на коммунальные услуги (газ, вода). По крайней мере, в рамках приготовления пищи.

Поэтому борщ — это не только патриотичная замена известному показателю, но и более корректная. Главная проблема — для расчетов его можно использовать только в постсоветских странах. За рубежом стоимость привычных для россиян продуктов будет кратно выше.

Борщ

Альтернатива Биг Маку

Индекс оливье

Удобство этого блюда для экономической статистики обусловлено выраженной сезонностью. Это символ Нового года. Его готовят в конце декабря. Как раз когда удобно отслеживать изменения за год.

При помощи популярного в России салата можно отметить повышение цен на необходимые ингредиенты.

Считаете ли вы, на сколько изменятся цены на потребительские продукты из вашей корзины?

Загрузка ... Загрузка ...

Индекс красной помады

Придуман производителем косметики и парфюмерии Estee Lauder. Он показывает, сколько в разных странах стоит красная помада.

По заявлению авторов, это единственный предмет женского туалета, от которого представительницы прекрасного пола не откажутся даже в сложном финансовом положении. Однако показатель имеет больше рекламное предназначение, чем экономическое.

Индекс Латте

Расчетная величина, предложенная журналистами Wall Street Journal. Оценивает стоимость одноименного напитка в кофейнях Starbucks. В отличие от конкурентов этот показатель имеет реальную экономическую ценность. Правда, не в том направлении, в котором используется.

Он подходит в качестве альтернативы Бигмаку. Но недавние исследования того же WSJ показывают, что индекс Латте больше применим к рынку кофе как сырьевого и потребительского продукта. Значения расчета помогают достаточно точно оценить емкость и привлекательность отрасли в государственном масштабе.

Индекс свидания

Интересное исследование, которое в 2017 году было проведено аналитиками Deutsche Bank. Оно рассчитывало стоимость поездки в такси, ужина на двоих, пары бокалов пива и похода в кино с напитками. По результатам был составлен рейтинг городов с самыми дорогими свиданиями.

Возможно, для какой-то узкой аудитории потребителей или для оценки демографических показателей этот расчет и подошел бы, но только не для полноценных экономических исследований.

К слову, в этом рейтинге Deutsche Bank на самом высоком месте из российских городов оказалась Москва. Она заняла скромную 35-ю строчку. На первом месте по дороговизне свиданий Цюрих.

Итог

Конечно, такие показатели, как Индекс Бигмака, не несут в себе реальной ценности с экономической точки зрения. Это скорее удобный и заметный способ подтасовать статистику для яркого новостного заголовка. Но в этих расчетах нет ничего плохого, так как они делают сложные финансовые термины более понятными и наглядными для широкой аудитории.

Одинцов Матвей
Экономист, кандидат наук. В 2015 году защитил диссертацию, посвященную хеджированию валютных рисков. Специализируется на стратегиях и фундаментальном анализе.
Комментариев пока нет.
Ваш комментарий будет первым.
Чтобы добавить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь